Лицензия №: ЛО-77-01-004489
Сеть медицинских клиник:
(499) 488-03-03
489-03-03

Способность воспринимать и анализировать информацию

Способность воспринимать и анализировать информацию, полученную в виде звуков (музыка, речь, звуки природы), является очень сложной функцией человеческого организма. Данный процесс требует высокой чувствительности слухового аппарата, ведь очень редко основной аудиопоток не бывает «засорен» фоновым шумом.

Фундаментальные научные исследования, которые проводятся в Университете Оберн (Алабама), направлены на комплексное изучение органов слуха и определение особенности их работы в зависимости от влияния разных факторов. Это, по словам ведущего ученого Даниэля Сачинелли, поможет усовершенствовать существующие слуховые аппараты и открыть новые возможности для лечения пациентов, обладающих низкой чувствительностью аппарата, что снижает качество восприятия и обработки аудиоинформации. Автор исследования утверждает, что дети лучше понимают, анализируют и запоминают, если слушают правым ухом. Данный феномен связан с тем, что поток информации, поступившей с правой стороны, обрабатывается левым полушарием головного мозга – именно оно отвечает за контроль функции речевого аппарата, развитие речи и память.

Оказывается, что каждое ухо воспринимает отдельные фрагменты аудиопотока, который сначала распределяется, а затем снова объединяется воедино в сложной и многофункциональной слуховой системе, благодаря чему осуществляется полноценная обработка полученных данных. В ходе исследований ученым данного университета удалось обнаружить интересную особенность органов слуха как у детей, так и у взрослых: наши уши способны воспринимать шум не в одинаковой степени – оптимально воспринимать услышанные звуки может только одно ухо. Оказалось, что в сложных условиях, связанных с переизбытком событий, человеческому мозгу трудно справиться с когнитивной нагрузкой, поэтому с целью обработки и сохранения важной информации люди в большей мере зависят от своего правого уха.

Такая особенность аудиовосприятия носит название дихотического преимущества правого уха, о котором впервые стало известно в 1967 году. С тех пор исследования продолжались, а в 1973 году увидела мир научная статья, в которой были представлены фундаментальные результаты – дихотическое преимущество правого уха наблюдается у детей в возрасте от 5 до 13 лет. В 1974 году в ходе научно-исследовательской работы была обнаружена еще одна закономерность – преобладание восприятия правым ухом усиливается по мере увеличения сложности прослушивания. Это означает, что чем сложнее выделить важную информацию из аудиопотока, «засоренного» посторонним шумом, тем сильнее работает орган слуха с правой стороны.

Современные исследователи решили проверить, сохраняется ли преимущество восприятия правым ухом у взрослых. С этой целью было проведено тестирование группы, возраст участников которой от 19 до 28 лет. Суть теста заключалась в выполнении дихотических заданий на разделение и интеграцию информации, полученной аудиальным способом, при этом объем данных постепенно увеличивался с каждым новым тестом. Результаты исследования показали, что при обычных условиях разница в восприятии практически незаметна, однако в сложных ситуациях объем информации, полученной правым ухом, увеличился. Член исследовательской группы Обернского университета Аврора Уивер представила полученные результаты и обратила внимание на то, что предыдущие исследования показывают снижение дихотического восприятия к 13 годам. Однако новые фактические данные доказывают, что эффективность аудиовосприятия зависит от поставленной задачи, что не в полной мере связано с возрастными изменениями слухового аппарата или снижением его чувствительности.

 

Новости


© 2011, "МединаМед"
Дубнинская улица,
53 кор 3